История батика
Батик (batik) – в переводе с индонезийского означает «капля воска». Зародившаяся в далекие времена в Индонезии и в Индии техника росписи по тканям была основана на том, что на ткань перед окраской наносился рисунок из воска, который не пропускал краску, «резервируя» эти участки от окраски.
Такая техника, называемая сегодня «горячим батиком», послужила основой многочисленным современным вариациям.
Батик в Европе и в России появился в начале XX в. Воспроизвести классический процесс изготовления воскового батика европейцам показалось сложным, поэтому был придуман иной способ, известный под названием холодного батика.
Большую роль в развитии этой техники в России сыграл русский художник Лев Бакст. Он много работал над дизайном театральных костюмов и ввёл в одежду восточные мотивы.
С 1936 года в России появились артели, которые изготовляли на заказ косынки, шарфы, шали, изделия для интерьеров. Позднее стали появляться декоративные панно и живопись на ткани. Дальнейшее распространение батик получил в 70-80-е годы прошлого века.
В качестве «резерва» используются растворы парафина, воска, смол в бензине или эфире, резиновый клей, составы на водной основе — в зависимости от выбранной техники, ткани и красок.
Технику батика используют как для создания носимых вещей – платков, сумок, элементов одежды, так и для воплощения творческих идей в художественных произведениях для экспозиции их в интерьере.
Технология батика
Существует несколько видов батика — горячий, холодный, узелковый, свободная роспись. Они отличаются способом резервирования ткани.
Горячий батик
В качестве резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом. Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают её распространение. Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Этот способ используется в основном для росписи по хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски.
Холодный батик
Холодный батик относится к европейской модификации классических техник.
Эта техника в большей мере используется при нанесении краски на шёлк, хотя возможно использовать и другие ткани.
В технике холодного батика используют краски на основе анилина. При этом роль резерва выполняет специальный состав, который можно наносить на ткань в холодном виде. Обычно используют густой (резиновый клей) или жидкий (на основе растворов в бензине парафина и аналогичных материалов). Такие составы можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы промышленного производства. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы.
Холодный резерв наносится либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром (бензиновые) и носиком, либо используются промышленные резервы в тюбиках (резиновые), которые оснащены удлинённым носиком.
Как правило, холодный батик требует более аккуратной и тщательной работы над произведением, так как он создаётся «в один слой» (в отличие от многослойного горячего батика). Также в технике холодного батика имеется больше возможностей для свободной росписи и создания станковых живописных либо декоративных работ. Техника «в одно касание» позволяет создавать работы, сходные по восприятию с «мокрой» акварелью.
Свободная роспись
Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Свободная роспись по тканям из натурального шёлка и синтетических волокон производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустителями), а также масляными красками с растворителями. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.
Свободная роспись с применением солевого раствора
Сущность этого способа состоит в следующем: натянутую на раму ткань, в зависимости от характера рисунка, либо пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками из основных красителей, в которые введён раствор поваренной соли. Все это ограничивает растекаемость краски по ткани, даёт возможность выполнять рисунки свободными мазками, варьируя форму и степень насыщенности цветом. Свободную роспись красками с введением в них солевого раствора можно сочетать с обычной росписью холодным батиком. Для этого некоторые части рисунка выполняют свободной росписью с доработкой графическим рисунком, а фоновые перекрытия производят на участках, ограниченных резервирующим составом.
Техника «сибори»
«Сибори» — так называемый складной батик, имеет японские корни. Результат достигается путём перевязывания и окрашивания, но более предсказуем чем работы в технике «бандан», так как ткань складывается определённым образом.
Техника «бандан»
Техника узелкового батика («бандан»). Один из его видов — техника «планги» — был распространён в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор из белых «горохов». При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект «жатости».
В наше время под узелковой росписью подразумевают более простые варианты. Например, узор в виде круга («солнышко») или нескольких кругов. При окрашивании сухой ткани можно получить более резкую границу красителя и неокрашенного полотна, если же ткань влажная (смоченная и хорошо отжатая) — более плавные границы перехода